На Петербургском международном экономическом форуме прошла сессия о перспективах развития автотуризма в России под руководством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко. Заместитель Мэра Москвы Максим Ликсутов обозначил набор первоочередных мер: от улучшения качества дорог до масштабного строительства многофункциональных зон (МФЗ) на федеральных трассах.
В фокусе — системное развитие инфраструктуры для автомобилистов и автопутешественников: дополнительные АЗС и автосервисы, понятные и безопасные съезды, гостиницы и точки общепита, освещение и разметка, разумный скоростной режим. Отдельный акцент сделан на МФЗ — полноценных дорожных хабах со всеми сервисами. На бесплатных дорогах их критически мало, и это сдерживает рост внутренних поездок на автомобилях и автобусах.
Среди барьеров для инвесторов названы сложность землеотводов и согласований съездов, подведение инженерных сетей и непрозрачные механизмы отбора проектов. В качестве решения предложено сформировать федеральные инструменты поддержки: компенсацию части затрат на строительство съездов и подключение МФЗ к сетям. По оценке инициаторов, на запуск механизма потребуется порядка 13 млрд рублей из федерального бюджета в течение нескольких лет.
Декларируемая цель к 2030 году — построить 276 МФЗ на федеральных трассах по оси Санкт-Петербург — Москва — Владивосток, начав с пилота на автодороге М-10 «Россия» (участок Москва — Санкт-Петербург). Это должно придать импульс развитию региональной экономики и событийного туризма, повысить комфорт и безопасность дальних поездок.
Мнение Лиги караванеров. Андрей Артюхов: «Инициатива по МФЗ — шаг в правильном направлении, но её успех для автотуризма зависит от “начинки”. В каждом таком хабе нам нужны не только парковки и общепит, а полноценные кемпинговые функции: электрические подключения 16–32А, точки питьевой воды, места слива “серых” и “чёрных” вод, санитарные блоки, прачечные, минимальный магазин расходников. Это должно опираться на действующие стандарты и добровольную классификацию кемпингов, интегрироваться с навигацией и онлайн-бронью. Если заложить эти требования на этапе проектирования и обеспечить быстрые процедуры согласований для инвесторов, МФЗ станут реальным драйвером автотуризма и караванинга — не витриной, а рабочей сетью для миллионов путешественников».
Лига караванеров поддерживает предложенные меры и готова продолжать экспертную работу: помогать регионам и инвесторам проектировать хабы с учётом потребностей автодомов и прицепов, тиражировать лучшие практики и увязывать сеть МФЗ с муниципальными кемпингами возле точек притяжения.